ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные основания составления учебного плана Учебный план МКДОУ детского сада № 27 на 2021 – 2022 учебный год разработан в соответствии с: − - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; − Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155; − Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014); − Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28); − Устава Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 27 с. Кленовское; с учетом примерных программ: - примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15); а так же с учётом концептуальных положений: - вариативной комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства2014 г. - парциальной программы «Мы живем на Урале» (образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста» Толстикова О.В., Савельева О.В.) - социально-экономических, научно-культурных особенностей Свердловской области, мнения участников образовательного процесса - педагогов, родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления. Учебный план МКДОУ детского сада № 27 на 2021 – 2022 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности Программно – целевые основания (принципы), положенные в основу учебного плана Основная цель плана - регламентировать непрерывную непосредственную образовательную деятельность (НОД), определить её направленность, установить виды и формы организации, их количество в неделю. Учебный план построен на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, уважения его личности и направлен на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и личностных качеств детей. Реализация данного учебного плана гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг и направлена на решение следующих задач: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; - формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок к учебной деятельности. В основу учебного плана положены основные принципы дошкольного образования принципы: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. В Учебном плане на первое место выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Учебно-методический комплект обязательной части ООП ДО и части формируемой участниками образовательных отношений. Фундамент образовательного процесса составляет образовательная программа дошкольного образования, разработанная и утвержденная в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Уставу ДОУ. Программа базируется на Примерной образовательной программе дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : О Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание». Учебно-методический комплект части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, представлена парциальной программы «Мы живем на Урале» (образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста Толстикова О.В., Савельева О.В.) Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание данных комплексных и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Характеристика структуры учебного плана (непрерывной непосредственной деятельности) В 2021-2022 учебном году в МДКОУ детском саду № 27 функционируют 3 разновозрастные группы общеразвивающей направленности: младшая разновозрастная группа - дети раннего и младшего дошкольного возраста (с 1,6 – 3 лет); средняя разновозрастная группа – дети среднего дошкольного возраста (с 3 до 5 лет); старшая разновозрастная группа – дети старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). Учебный план детского сада ориентирован на организацию непосредственно образовательной деятельности в режиме 5-ти дневной рабочей недели. Продолжительность учебного года составит 36 недель. В структуре учебного плана выделяется обязательная участниками образовательных отношений. и часть формируемая Обязательная часть обеспечивает выполнение обязательной части примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение примерной основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. В обязательную часть плана включены четыре направления, обеспечивающие физкультурно-спортивное, экологическое, художественно-эстетическое и нравственнопатриотическое развитие детей. Каждому направлению соответствует определенные образовательные области: - Экологическое – «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое»; - Нравственно-патриотическое развитие – «Познавательное», «Социальнокоммуникативное», «Речевое»; - Художественно-эстетическое развитие – «Художественно-эстетическое»; - Физкультурно-спортивное развитие – «Физическое развитие». Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планирование. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования. Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, представлено выбранными участниками образовательными отношений парциальными программами, методическими пособиями, направленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, с учетом методики дошкольного образования, и реализуется в разнообразных формах организации образовательной работы. Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Реализация целей часть, формируемая участниками образовательных отношений осуществляется через: - введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее; - формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни села, Свердловской области; - создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг; - осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование); - создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество; - разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми: • детско-взрослые проекты (дети – родители - педагоги) как формы работы с детьми по освоению содержания образования в соответствии с психологопедагогическими задачами тем комплексно-тематического планирования образовательного процесса; • мини-музеи, выставки, экскурсии, детское портфолио, кейсы, акции (природоохранные, социальные) и т.д.; • кружки, студии, секции краеведческой, спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей, потребностей заказчиков образовательных услуг (родители); • клубные формы работы с родителями и детьми; • формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека, ДШИ, дом культуры, ГИБДД, пожарная часть, и др.): экскурсии, целевые прогулки, гостевание, культурно-досуговая деятельность, совместные акции, проекты (на основе договора о сотрудничестве, плана совместной образовательной деятельности), конкурсы, фестивали, соревнования, дни здоровья. Модель воспитательно-образовательного процесса, регламентированная данным планом подразумевает гибкость, чтобы при необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми. Реализация содержания должна осуществляться через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их уровня освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной и специально организованной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает - Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Реализуется в организованной деятельности с первой младшей группы. Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического развития являются индивидуальные и групповые виды организованной деятельности по физическому развитию детей. С детьми планируется три (два в первой младшей группе) непосредственно образовательных вида деятельности по физическому развитию в неделю. Одно из них для детей 5-7 лет – на воздухе. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Реализуется в НОД по ознакомлению с окружающим, ручному труду и повседневной жизни. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Реализуется в НОД по сенсорике (первая младшая), ознакомлению с предметным, природным окружением, явлениями общественной жизни, при формировании элементарных математических представлений, конструктивной деятельности, а в коррекционных группах в повседневной жизни при организации строительных игр. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Реализуется в НОД по развитию речи, чтению художественной литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализуется в НОД по музыкальному развитию, изобразительной деятельности (лепке, рисованию, аппликации), совместной деятельности детей и взрослого при чтении художественной литературы. Задачи содержательных блоков обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений планируются и реализуются, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, досуги) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей и находят отражение в рабочих программах. Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, досуги) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей: В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности, обеспечивая оптимальную нагрузку для детей. Общий объем обязательной части реализуемой Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников и включает время, отведенное на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтении); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования. Образовательный процесс на неделю регламентируется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей: От 1,6 до 3-х лет – не более 10 минут, ﹣ ﹣ ﹣ ﹣ от 3 до 4-х лет — не более 15 минут, от 4 до 5 лет — не более 20 минут, от 5 до 6 лет — не более 25 минут, от 6 до 7лет — не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки впервой половине дня для детей в разновозрастной группе дошкольного возраста (с 3 до 5 лет) не превышает 30 и 40 минут соответственно, а для детей от 5 до 7 лет — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут. Учитывая, что состав воспитанников формируется по двум смежным возрастам, продолжительность непосредственно организованной деятельности (НОД) в расписании указывается с учётом наиболее длительного периода. Для детей более раннего периода рождения образовательные ситуации заканчиваются на 5 минут раньше, в то же время перерыв для них составляет не 10 минут, а 15 минут. В течение дня предусматривается сбалансированное чередование совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Перерывы между занятиями не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей образовательная деятельность сочетается с физкультурной, музыкальной деятельностью, ритмикой, хореографией и т. п. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Реализация учебного плана, подразумевает организацию различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования. Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гимнастику. В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1–3 минут. Учебный план по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МКДОУ детского сада № 27 с. Кленовское на 2021 – 2022 учебный год 1 2 Подготовительная к школе Старшая Средняя Виды деятельности Младшая группа раннего возраста Наименование возрастных групп Количество занятий в неделю / в год 3 4 5 Обязательная часть 6 Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. Основная комплексная программа Физическое развитие 3/108 Физическая культура Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни 3/108 3/108 3/108 3/108 Задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни планируются на занятиях / Развитие познавательно-исследовательской деятельности, Формирование основ безопасности, Физическая культура / и находят отражение в рабочей программе, а также в режимных моментах. Социально-коммуникативное развитие Формирование основ безопасности Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Задачи планируются на занятиях / Развитие познавательно-исследовательской деятельности, Ознакомление с миром природы, Развитие речи, Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, Физическая культура/ и находят отражение в рабочей программе, а также в режимных моментах Задачи планируются на занятиях / Развитие познавательно-исследовательской деятельности, Приобщение к социокультурным ценностям, Развитие речи/ и находят отражение в рабочей программе, а также в режимных моментах Задачи планируются на занятиях, Приобщение к социокультурным ценностям, Ознакомление с миром природы, Развитие речи/ и находят отражение в рабочей программе, а также в режимных моментах, в игровой деятельности, в трудовой деятельности Задачи планируются на занятиях Ознакомление Задачи планируются на занятиях с миром природы, Развитие речи/ и находят Ознакомление с миром природы, отражение в рабочей программе, в режимных Художественно-эстетическое развитие(конструктивно-модельная моментах деятельность, художественный труд), Коммуникация/ и находят отражение в рабочих программах, а также в трудовой деятельности и в режимных моментах Познавательное развитие Приобщение к социокультурным ценностям Ознакомление с миром природы Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательноисследовательской деятельности 0,25 0,5 0,25 0,25 0,75 0,25 0,25 0,5 0,5 0,5 0,5 0,25 1/35 0,75 1,75 0,25 0,5 0,5 1/35 0,25 0, 5 0,25 1/35 0,75 1/36 0,75 1,5 0,5 0,5 0,75 0,5 0,5 Речевое развитие 1/36 1/36 Развитие речи Художественная литература 0,5 0,5 Художественно-эстетическое развитие Рисование Лепка Изобразительная деятельность Аппликация Конструиров ание Приобщение к искусству Музыкально-художественная деятельность Всего 1/36 1/36 0,5 1/36 0,5 0,5 0,75 0,5 0,5 Конструктивно-модельная деятельность - планируется в режимных моментах в течение дня,реализуется в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом (по циклограмме), находит отражение в рабочей программе 2/72 2/72 2/72 0,25 2/72 0,75 2/72 10/360 10/360 9,25/333 12/432 12,75/459 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Основная специализированная «Мы живем на Урале» (образовательная программа с учетом (парциальная) программа специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста» Толстикова О.В., Савельева О.В.) Приобщение к социокультурным ценностям** Развитие познавательноисследовательской деятельности Обучение Развитие марийскому языку речи Изобразительн ая деятельность Рисование, художественный труд - - 0,25 0,25 0,25 - - - 0,25 0,25 - - 0,25 0,25 0,25 - - 0,25 0,25 0,25 1 13/468 0,25 1,25 14/504 Приобщение к искусству Всего Итого - - 10/360 10/360 0,75 10/360